Доступно, интересно и очень важно
Дорогие друзья, в очередной раз с радостью и гордостью рассказываю вам о специалистах, работающих в нашем медцентре в Зеленограде. Клинический психолог, Любовь Борисовна Хатуцкая – это человек, которому однозначно повезло с профессией! Знаете, почему? Она очень любит своё дело, и это тот главный фактор, который позволяет ей преуспеть в нем. Она непрерывно учится, посещает профессиональные семинары, самостоятельно отслеживает новые открытия и тенденции в сфере психологии. К ней на прием приходят и с дошколятами, и с подростками, и с совсем уже взрослыми детьми – юношами и девушками… Радует то, что это входит в нашу культуру – не загонять проблему в угол, не смиряться с эскалацией конфликта в семье, а идти за помощью и советом к специалисту, профессионалу.
Еще Любовь Борисовна пишет небольшие, но очень информативные и полезные статьи для нашего сайта. Мы сами с интересом читаем их, и, будучи уже взрослыми и, казалось бы, опытными людьми, находим в этих заметках много полезного и важного для себя. Надеюсь, что и вы не пройдете мимо, и несколько минут, затраченных на полезное и нужное чтение, поможет вам в жизни, в умении налаживать отношения в семье. Встречайте – очередная статья Л.Б.Хатуцкой.
ЧУДЕСА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Активное слушание – уникальная техника общения, введенная в нашу культуру знаменитым психологом Ю.Б.Гиппенрейтер. Активное слушание необходимо всем. Оно позволяет наладить настоящий, глубокий контакт родителей с детьми и взрослых друг с другом, снять возникающие конфликты и создать теплую атмосферу взаимного приятия.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. И после этого дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях (или состоянии), «слышите» его.
Родителям необходимо обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.
1) Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и слышать.
2) Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Увы, фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
3) Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забирайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем сейчас происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
4) В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Нередко у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувства ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.
Хочется отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Эти результаты могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка:
1 – Исчезает или по крайней мере ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2 – Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений….Известно, что несколько минут активного слушания могут по-настоящему успокоить ребенка перед сном… Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
3 – Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
4 – Родители сообщают как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.
5 – Появляются изменения, касающиеся самих родителей. Сначала они с недоверием относятся к данной методике. Но малейшие успехи окрыляют родителей, они иначе начинают относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом – ее чудесное скрытое свойство.
Но следует понимать, что овладеть «техникой» активного слушания еще не значит научиться правильному, гармоничному общению. Помимо внешней стороны, подлинное активное слушание имеет внутреннюю сторону. Это – эмоциональное состояние «слушателя» как реакция на сказанное ребенком. А такая реакция зависит от многих внутренних установок родителей.
Итак, не возлагайте все надежды на технику! Сама по себе она не работает! Важны еще и наши внутренние переживания. Хотя менять свои установки и чувства прямыми стараниями людям не удается…Настоящее понимание ребенка – это всегда внутренний процесс в нашей душе. Активное слушание превращает родителя из «говорящего и воспитывающего» в «слушающего и понимающего». Когда родитель «слышит» скрытые переживания ребенка и деликатно сообщает ему об этом, он устанавливает с ним самый глубокий контакт.
Активное слушание нужно всем!!!
Дорогие родители! Если у вас появляются сомнения в правильности общения с вашим ребенком, неуверенность, переживания по поводу вашего сына или дочери, не затягивайте, дожидаясь серьезных проблем, и приходите на прием к нашему психологу. Он поможет вам разобраться с особенностями вас, ваших детей, ваших взаимоотношений. Как известно, любую проблему легче предупредить, чем решать ее после появления… Не давайте себе шанс погрузиться в переживания, а после беседы со специалистом спокойно растите детей в гармоничной семье. Удачи вам всем!