ЛОГОПЕДИЯ Семейного Медицинского Центра «РАДУГА» Логопед медицинской организации (логопед) выявляет, диагностирует и лечит дефекты речи, связанными с врожденными или приобретенными заболеваниями. Что же входит в задачи логопеда:выявление речевого дефекта у пациента;определение причин нарушения речи;разработка лечебных и обучающих методик, подходящих для конкретного пациента;проведение обучающих и коррекционных занятий с пациентом;оценка эффективности (или неэффективности) проводимого лечения;наблюдение за состоянием пациента в динамике (после окончания лечения);обучение пациентов методам профилактики речевых дефектов.В процессе работы логопед тесно сотрудничают с врачами различных специальностей, в частности с невропатологами, офтальмологами, оториноларингологами, психологами, стоматологами и другими. Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем – органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д. Причинами нарушения речи могут быть:внутриутробные нарушения развития –интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и так далее;врожденные аномалии развития –дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык), голосовых связок;стрессы и психологические травмы –как в детском, так и в подростковом возрасте;органические поражения центральной нервной системы –например, инсульт (нарушением мозгового кровообращения, приводящее к гибели части клеток мозга), менингит (инфекционное поражение мозга) и другие;педагогическая запущенность –если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;нарушение слуха –в данном случае ребенок не слышит речь окружающих, вследствие чего не может научиться ее воспроизводить.В компетенцию логопеда входит коррекция:Нарушений устной речи. В данную группу входят все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др.), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. Так, например, при поражении определенных отделов мозга у пациента могут нарушаться мыслительные процессы, ответственные за формирование слов и звуков. В то же время, при поражении других отделов мозга может нарушаться нервная регуляция мышц языка или челюстей, что также приведет к речевым дефектам. Нарушения речи могут быть связаны не только с нарушениями мозга, отвечающими за те или иные функции, но и периферическими поражениями ЦНС, такими как перезы, параличи и т.д.Нарушений письменной речи. К данной группе относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.Логопед занимается диагностикой и лечением:дисфонии;брадилалии;тахилалии;дислалии;ринолалии;дизартрии;заиканий;алалии;афазии;дислексии;дисграфии. Основные методы лечения в логопедии Массаж речевого аппарата (логопедический массаж, массаж артикуляционных мышц) — Данная методика применяется не только в тех случаях, когда причина речевого дефекта связана с поражением речевого аппарата (нижней челюсти, мышц лица, языка), но и при нарушении голосообразующей функции.Дыхательные техники — Правильное (нормальное) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речиАртикуляционная гимнастика — Данная методика включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее)Пальчиковая гимнастика — Данная методика эффективна при нарушениях письменной речи, обусловленной нарушением мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика нужна для развития мелкой моторики рук, развития мозга, а именно способствует синхронной работе правого и левого полушария, развивает память и воображение.Речевые упражнения — Суть методики заключается в том, что ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы.Подражательно-исполнительские упражнения — Суть методики заключается в том, что вначале логопед показывает ребенку, как нужно выполнить то или иное задание (произнести звук, написать или произнести слово, выполнить то или иное дыхательное упражнение), а затем просит ребенка это повторить.Творческие упражнения — К данным упражнениям переходят после того как ребенок освоит те или иные звуки (последовательность — слова, буквы, слоги и так далее) в подражательно-исполнительских упражнениях.Игровые упражнения — При данном виде упражнений ребенок обучается речи или письму в игровой форме.Пение — Во время пения пациенты также оттачивают навыки произношения тех или иных звуков, что помогает устранить речевые дефекты.Наглядное моделирование — При данном упражнении врач показывает ребенку различные картинки, видеоролики или фильмы, а ребенок должен стараться их описывать.Междисциплинарное комплексное лечение — Взаимодействие с лечащим врачом педиатром или терапевтом, врачами специалистами, когда соматические заболевания стали причиной нарушения речи, письма и др.Как правило, логопед медицинской организации составляет индивидуальный план реабилитационных мероприятий, включая основные методы (11) лечения в логопедии.