ЛОГОПЕДИЯ Семейного Медицинского Центра «РАДУГА»

Логопед медицинской организации (логопед) выявляет, диагностирует и лечит дефекты речи, связанными с врожденными или приобретенными заболеваниями.

Что же входит в задачи логопеда:

  • выявление речевого дефекта у пациента;
  • определение причин нарушения речи;
  • разработка лечебных и обучающих методик, подходящих для конкретного пациента;
  • проведение обучающих и коррекционных занятий с пациентом;
  • оценка эффективности (или неэффективности) проводимого лечения;
  • наблюдение за состоянием пациента в динамике (после окончания лечения);
  • обучение пациентов методам профилактики речевых дефектов.

В процессе работы логопед тесно сотрудничают с врачами различных специальностей, в частности с невропатологами, офтальмологами, оториноларингологами, психологами, стоматологами и другими. Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем – органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д.

 

Причинами нарушения речи могут быть:

  • внутриутробные нарушения развития –интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и так далее;
  • врожденные аномалии развития –дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык), голосовых связок;
  • стрессы и психологические травмы –как в детском, так и в подростковом возрасте;
  • органические поражения центральной нервной системы –например, инсульт (нарушением мозгового кровообращения, приводящее к гибели части клеток мозга), менингит (инфекционное поражение мозга) и другие;
  • педагогическая запущенность –если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;
  • нарушение слуха –в данном случае ребенок не слышит речь окружающих, вследствие чего не может научиться ее воспроизводить.

В компетенцию логопеда входит коррекция:

Нарушений устной речи. В данную группу входят все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др.), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. Так, например, при поражении определенных отделов мозга у пациента могут нарушаться мыслительные процессы, ответственные за формирование слов и звуков. В то же время, при поражении других отделов мозга может нарушаться нервная регуляция мышц языка или челюстей, что также приведет к речевым дефектам. Нарушения речи могут быть связаны не только с нарушениями мозга, отвечающими за те или иные функции, но и периферическими поражениями ЦНС, такими как перезы, параличи и т.д.

Нарушений письменной речи. К данной группе относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и лечением:

  • дисфонии;
  • брадилалии;
  • тахилалии;
  • дислалии;
  • ринолалии;
  • дизартрии;
  • заиканий;
  • алалии;
  • афазии;
  • дислексии;
  • дисграфии.

 

Основные методы лечения в логопедии

  1. Массаж речевого аппарата (логопедический массаж, массаж артикуляционных мышц) — Данная методика применяется не только в тех случаях, когда причина речевого дефекта связана с поражением речевого аппарата (нижней челюсти, мышц лица, языка), но и при нарушении голосообразующей функции.
  2. Дыхательные техники — Правильное (нормальное) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речи
  3. Артикуляционная гимнастика — Данная методика включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее)
  4. Пальчиковая гимнастика — Данная методика эффективна при нарушениях письменной речи, обусловленной нарушением мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика нужна для развития мелкой моторики рук, развития мозга, а именно способствует синхронной работе правого и левого полушария, развивает память и воображение.
  5. Речевые упражнения — Суть методики заключается в том, что ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы.
  6. Подражательно-исполнительские упражнения — Суть методики заключается в том, что вначале логопед показывает ребенку, как нужно выполнить то или иное задание (произнести звук, написать или произнести слово, выполнить то или иное дыхательное упражнение), а затем просит ребенка это повторить.
  7. Творческие упражнения — К данным упражнениям переходят после того как ребенок освоит те или иные звуки (последовательность — слова, буквы, слоги и так далее) в подражательно-исполнительских упражнениях.
  8. Игровые упражнения — При данном виде упражнений ребенок обучается речи или письму в игровой форме.
  9. Пение — Во время пения пациенты также оттачивают навыки произношения тех или иных звуков, что помогает устранить речевые дефекты.
  10. Наглядное моделирование — При данном упражнении врач показывает ребенку различные картинки, видеоролики или фильмы, а ребенок должен стараться их описывать.
  11. Междисциплинарное комплексное лечение — Взаимодействие с лечащим врачом педиатром или терапевтом, врачами специалистами, когда соматические заболевания стали причиной нарушения речи, письма и др.

Как правило, логопед медицинской организации составляет индивидуальный план реабилитационных мероприятий, включая основные методы (11) лечения в логопедии.

Запись на прием

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных

    Перейти к содержимому