Дисграфия у детей характеризуется трудностями при овладении процессом письма при абсолютно нормальном, развитом интеллекте. Дисграфия – не самостоятельное изолированное нарушение, часто сопровождается другими расстройствами: дислексия, онр, зпп и зпр.
Ребенок с дисграфией совершает стойкие, повторяющиеся ошибки, что обусловлено незрелостью высшей психической деятельности, которая принимает активное участие в процессе письма. Такое нарушение доставляет детям множество проблем и препятствий в овладении грамотой и грамматикой письменной речи. Также ребенка с дисграфией сложнее научить читать.
Причины
Точные причины дисграфии определить сложно, на формирование нарушения влияет множество различных факторов, основным из которых является неравномерное формирование полушарий головного мозга. Есть мнение, что дисграфия обусловлена генетической предрасположенностью. Также обнаруживались симптомы дисграфии у детей из двуязычных семей.
https://youtube.com/watch?v=Siv-faizKCM%3Ffeature%3Doembed
Комплексные причины формирования дисграфии заключаются в:
- Низком уровне интеллекта. Чтобы детей научить писать и читать, требуется уровень интеллекта от среднего и выше, иначе возникнут трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
- Трудностях с с установлением последовательности. Если ребенок не разбирается с последовательностью, не способен быстро организовать детали подробной информации в правильном порядке, тогда в процессе письма появляются проблемы с организацией последовательности букв. Ребенку приходится либо читать и писать медленно, но правильно, либо быстро, но без соблюдения грамматики и пунктуации.
- Слабой обработке и анализе зрительной информации. Дисграфия часто формируется у детей, которым трудно читать, обрабатывать визуальную информацию, записанную на странице.
Врачи отмечают, что дисграфия у детей является распространенной проблемой, которая может значительно повлиять на учебный процесс и самооценку ребенка. Специалисты подчеркивают, что это расстройство не связано с интеллектуальными способностями, а чаще всего возникает из-за недостаточного развития моторики, визуально-пространственных навыков или фонематического слуха. Важно, чтобы родители и учителя обращали внимание на ранние признаки дисграфии, такие как трудности с написанием букв и слов, нечеткий почерк и ошибки в написании. Врачи рекомендуют проводить диагностику и, при необходимости, начинать коррекционные занятия с логопедами и психологами. Комплексный подход к лечению и поддержка со стороны взрослых могут существенно помочь детям преодолеть трудности и развить необходимые навыки.
Диагностика
Каких детей можно отнести в категорию склонных к дисграфии?
- дети, которые пишут левой рукой;
- переученные левши, пишущие правой рукой;
- из двуязычных семей;
- имеющие другие проблемы с речью (зрр, эхолалия, логоневрозы);
- с нарушениями внимания и памяти;
- слишком рано начавшие обучение в школе;
- дети, которые в процессе письма регулярно пропускают буквы, не дописывают слово;
- с нарушениями фонетического восприятия (пишут «том» вместо «дом»);
- неправильно произносят слова и пишут так же («лак» вместо «рак»).
https://youtube.com/watch?v=qd2iV9uwDJ8%3Ffeature%3Doembed
Речевая карта
Для диагностики онр у детей и последующей коррекции существует специальный метод анкетирования – речевая карта. Речевая карта помогает провести всестороннее обследование онр у ребенка, в том числе нарушения речевого стоя, умения произносить и различать звуки, анализировать и синтезировать состав слова, навыки чтения и письма. В целях ознакомления приводим примеры лучших речевых карт, применяемых логопедами для диагностики и коррекции онр у детей.
- Логопедические карты для диагностики речевых нарушений Е.Д. Дмитрова.pdf
- Авторская скрининг-диагностика к.п.н. доцента кафедры логопедии и олигофренопедагогики_Лариной_Е.А.pdf
Дисграфия у детей — это проблема, о которой говорят многие родители и педагоги. Часто они замечают, что ребенок испытывает трудности с письмом, несмотря на нормальные интеллектуальные способности. Родители делятся своими переживаниями, отмечая, что даже простые задания могут вызывать стресс у ребенка. Педагоги, в свою очередь, подчеркивают важность ранней диагностики и индивидуального подхода к обучению. Многие специалисты рекомендуют специальные упражнения и занятия, которые помогают развивать навыки письма. Также распространено мнение, что поддержка со стороны семьи и учителей играет ключевую роль в преодолении трудностей. Важно помнить, что дисграфия — это не приговор, а вызов, который можно преодолеть с терпением и усилиями.
Признаки
Основные признаки дисграфии у детей заключаются в большом количестве ошибок, которые дети допускают в процессе письма. Дети с дисграфией не различают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э», у них ужасный неразборчивый почерк. Под диктовку такие дети пишут очень медленно.
Родители, которые не знают, что их дети стали обладателем дисграфии, ругают детей, считая, что все проблемы обусловлены нежеланием учиться. Учителя ставят плохие отметки, а сверстники насмехаются.
Столкнувшись с таким отношением, дети могут замыкаться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки, занятия письмом и чтением не доставляют удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно, особенно если заболевание возникло на фоне онр и зпр.
https://youtube.com/watch?v=UNQns6rrx0s%3Ffeature%3Doembed
Нужно научиться отличать ошибки, которые ребенок допускает, не зная грамматики и орфографии от ошибок, характеризующих симптомы дисграфии:
- Ошибки, сделанные ребенком с дисграфией, обусловлены патологиями в процессе формирования функций психики, отвечающих за навык письма. Ребенок не различает фонемы на слух или произнося их, не может правильно разложить предложение на составляющие слова, не понимают принцип лексическо-грамматического устройства речи.
- При дисграфии ребенок может делать те же ошибки, что и здоровый сверстник, однако в большем количестве и тенденция сохраняется надолго, тяжело поддается коррекции.
- Ошибки, которые могут делать дети с нарушениями внимания, педагогически запущенные, не относятся к характерным признакам дисграфии и не имеют связи с формированием психических функций.
- Характерным признаком дисграфии является замена тех букв, которые находятся в сильной фонетической позиции: «корофкий» вместо «короткий», «окн» вместо «окно». А обычная орфографическая неграмотность проявляется только при ошибках в слабой позиции: «ростет» вместо «растет».
- Дисграфия – явление характерное для детей школьного возраста. У дошкольников нарушение пока закреплено только на физиологическом уровне.
- Дисграфия практически всегда сопровождается другими нарушениями: неврологическими дисфункциями, патологиями зрения, слуха, речи.
https://youtube.com/watch?v=x7mAeI6tiCM%3Ffeature%3Doembed
Виды
Дисграфия у детей подразделяется на пять основных видов, поэтому, чтобы выбрать верные методы коррекции, важно определить какая из форм проявилась у ребенка.
Артикуляторно-акустическая
При артикулярно-акустической форме дисграфии дети неправильно произносят, следовательно неправильно записывают слова – как говорят, так и пишут. Коррекция данной формы начинается с постановки правильного произношения звуков.
Акустическая
Признаки акустической дисграфии характеризуются склонностью ребенка заменять при написании правильные буквы соответствующими звуками. Так глухие звуки П, Т, Ш ребенок заменяет звуками Б, Д, Ж, шипящие Ж, Ш заменяются свистящими З, С. При этом в устной речи таких нарушений не возникает.
Аграмматическая
Симптомы аграмматической дисграфии возникают у детей с общим недоразвитием речи, в частности грамматического строя. Ошибки, совершаемые ребенком при написании слов, носят постоянный, устойчивый характер, словно в процессе письма ребенок совершенно не придерживается грамматических правил. Диагностику данного вида дисграфии можно провести только среди учащихся третьих и выше классов, так как ранее признаки аграмматической формы не проявляются.
https://youtube.com/watch?v=K-iHjupW2Fo%3Ffeature%3Doembed
- Не пренебрегайте прочтением: Как научить ребенка школьника быстрому чтению?
Оптическая
Причины формирования оптической формы дисграфии – нарушения способности анализировать пространственные и зрительные образы. Все буквы состоят из одинаковых элементов: прямых и округлых линий, скомбинированных так, чтобы образовывались разные символы. При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, поэтому ребенок не может различать и записывать буквы.
Моторная
Моторная дисграфия формируется на фоне неспособности синтезировать составляющие части речи. Ребенок при написании слова часто пропускает буквы, слоги. Слова написаны без окончаний либо с перестановками, повторениями букв, добавлением в состав слова лишних букв и слогов. Бывает, что в одном слове ребенок соединяет в одну конструкцию два слова, приставки пишет отдельно, а союзы слитно со словом.
Коррекция
Лечение дисграфии требует совместных усилий со стороны родителей, логопедов, педагогов и самого ребенка. Если ребенок испытывает трудности с устной речью, то лечение нужно начать с занятия по коррекции произношения.
Обычно при дисграфии хорошо развита визуальная память, которая компенсирует дефект. Поэтому такое упражнение, как исправление допущенных ошибок, не эффективно. Навыки ребенка не будут развиваться, а исправление ошибок станет всего лишь автоматическим эффектом, заучиванием.
Лучший способ коррекции – занятия с написанием диктантов. Предварительно читается текст. Буквы, знаки препинания проговариваются перед написанием и во время диктанта.
Лечение дисграфии должно быть максимально комфортным, без отрицательных эмоций. Нельзя ругать ребенка, заставлять переписывать текст снова и снова. Такое поведение вызывает неуверенность в собственных силах и неприязнь к письму. Невозможно научить ребенка читать и писать силой. Также не стоит показывать свою чрезмерную озабоченность заболеванием, чтобы у ребенка не появилось чувство неполноценности и лишняя тревожность.
Хвалите ребенка, в меру, не перехваливая, но хвалите за каждый успешный шаг. Тогда лечение обретет приятные ассоциации и результат будет достигнут быстрее.
Упражнения
Если лечение проводит логопед, то коррекция будет разработана по специальной системе. Специалисты используют методы речевой игры, игры со специальной азбукой. Азбука устроена так, что ребенку предстоит сложить слово и выделить его грамматические элементы. Лечение помогает обучить правильному произношению проблемных звуков и запоминанию соответствующих букв.
Анализ слова
Логопед объясняет ребенку, как различаются твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. В процессе коррекции ребенок повторяет слова, подбирает слова по заданному звуку, анализирует из каких звуков, букв, слогов состоят слова. Очень эффективны наглядные упражнения с использованием различных предметов, напоминающих очертания букв: Л – лестница, О – обруч, С – месяц.
https://youtube.com/watch?v=UTE2TX-k1Pc%3Ffeature%3Doembed
- Рекомендуем к прочтению: логоневроз у детей
Выделение букв
В коррекции дисграфии используют специальные упражнения на поиск и выделение заданных букв. Ребенку предлагают небольшой текст – несколько абзацев, напечатанных крупным шрифтом, достаточно скучный, чтобы ребенок не отвлекался на содержание. Задача ребенка в тексте найти и выделить заданную букву или несколько букв: зачеркнуть букву У во всех словах, потом все буквы З и т.д. Время упражнения около 5 минут.
Через несколько дней задание усложняют. Теперь ребенку предстоит находить и выделять парные буквы. Одну из букв нужно подчеркнуть, а другую обвести. При выборе букв, логопед старается поставить в пару те символы, с которыми у ребенка возникают проблемы.
- Возьмите на заметку: Методики обучения чтению по Жуковой, Зайцеву, Узоровой-Нефедовой
Проговаривание звуков
При написании диктантов обязательно четко проговаривать звуки, которые в устной и письменной речи отличаются. В устной речи: «На стале стаит крушка», но при написании ребенок должен проговаривать: «На стОлЕ стОиТ круЖкА», акцентируя внимание на произношении и написании выделенных букв. Окончание слова обязательно нужно озвучить, если ребенок имеет склонность не дописывать слова до конца.
https://youtube.com/watch?v=WZ42D50lg-U%3Ffeature%3Doembed
- Читайте также: задержка развития речи у детей
Тренировка почерка
Почерк играет важную роль в формировании дисграфии. Если ребенок пишет неразборчиво и сам не может прочитать написанное, предложите такое упражнение: заведите тетрадь в клетку, чтобы ребенок мог писать слова, размещая каждую букву в отдельную клетку. При этом буква должна полностью заполнить пространство клетки.
Занятия с детьми проводят в спокойной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок не может сделать задания самостоятельно, можно ему немного помочь, но не нужно делать упражнения вместо него.
Вопрос-ответ
Как проявляется дисграфия у детей?
Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи. Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие — глухими и наоборот.
Можно ли исправить дисграфию?
Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).
В каком возрасте ставят диагноз дисграфия?
Дисграфия обычно определяется в тот момент, когда ребенок учится писать. Однако нарушение письменной речи может оставаться нераспознанным в первые школьные годы, поскольку письменные способности ребенка продолжают развиваться, и дисграфия может оставаться невыявленной до зрелого возраста.
Что такое дисграфия простыми словами?
Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки дисграфии. Если ваш ребенок испытывает трудности с письмом, такими как нечеткий почерк, пропуски букв или слов, а также трудности с составлением предложений, стоит обратиться к специалисту для диагностики и получения рекомендаций.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую атмосферу для обучения. Поощряйте ребенка за его усилия, а не только за результаты. Используйте игры и творческие задания, чтобы сделать процесс обучения письму более увлекательным и менее стрессовым.
СОВЕТ №3
Регулярно практикуйте навыки письма. Установите ежедневные или еженедельные занятия, которые помогут ребенку улучшить свои навыки. Используйте различные материалы, такие как раскраски, тетради с заданиями или специальные приложения для тренировки письма.
СОВЕТ №4
Сотрудничайте с учителями и специалистами. Обсуждайте с педагогами успехи и трудности вашего ребенка, чтобы разработать индивидуальный план обучения, который будет учитывать его особенности и потребности.