Содержание
Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.
Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным.
Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.
Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.
Как определить?
Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.
https://youtube.com/watch?v=RLoNEWOoWTQ%3Ffeature%3Doembed
Врачи отмечают, что психические заболевания у детей становятся все более распространенной проблемой. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и своевременного вмешательства, так как это может существенно изменить качество жизни ребенка. Психиатры и психологи указывают на необходимость комплексного подхода, включающего не только медикаментозное лечение, но и психотерапию, а также поддержку со стороны семьи и образовательных учреждений. Они также акцентируют внимание на том, что многие родители не всегда осознают признаки психических расстройств, что приводит к запоздалой помощи. Врачи призывают к повышению осведомленности общества о психическом здоровье детей и необходимости создания благоприятной среды для их развития.
Тест «11 признаков»
- Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
- Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
- Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
- Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
- Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
- Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
- Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
- Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
- Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
- Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
- Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?
Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения.
Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.
Умственная отсталость
Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.
Психические заболевания у детей часто становятся предметом обсуждения среди родителей, педагогов и медицинских работников. Многие родители выражают озабоченность по поводу того, как такие расстройства могут повлиять на развитие и социализацию их детей. Некоторые считают, что общество недостаточно информировано о симптомах и признаках, что приводит к запоздалой диагностике и лечению. В то же время, педагоги отмечают, что открытое обсуждение психического здоровья в школах может помочь детям чувствовать себя более комфортно и снизить стигматизацию. Многие специалисты подчеркивают важность раннего вмешательства и поддержки, чтобы дети могли развиваться в безопасной и поддерживающей среде. В целом, общественное мнение постепенно меняется, и все больше людей осознают, что психические заболевания — это не стыд, а медицинская проблема, требующая внимания и понимания.
Симптомы
Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:
- нарушается или отсутствует познавательная потребность;
- замедляется, сужается восприятие;
- возникают трудности с активным вниманием;
- ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
- бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
- слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
- отсутствуют устойчивые мотивации;
- ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
- возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
https://youtube.com/watch?v=ri2weaPegT4%3Ffeature%3Doembed
Причины
Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:
- генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
- прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
- инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
- физическое повреждение тканей мозга во время родов;
- заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
- факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
Можно ли вылечить?
Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.
Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.
https://youtube.com/watch?v=fXxj-ojoASQ%3Ffeature%3Doembed
Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.
Задержка психического развития
При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.
Психический инфантилизм
Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.
https://youtube.com/watch?v=oZZK7B-OOoc%3Ffeature%3Doembed
Каков прогноз?
Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.
Чем помочь ребенку?
Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.
Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.
- Интересно почитать: развитие ребенка по месяцам до года
Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.
Синдром дефицита внимания
Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.
Признаки
СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:
- чрезмерная возбудимость;
- неусидчивость;
- ребенок легко отвлекается;
- не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
- не способен следовать инструкциям;
- внимание рассеянно;
- легко перескакивает с одного дела на другое;
- не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
- чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
- не умеет слушать;
- не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.
https://youtube.com/watch?v=_WfviyrfpsU%3Ffeature%3Doembed
Почему развивается СДВ?
Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:
- ребенок генетически предрасположен к СДВ.
- во время родов была мозговая травма;
- ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.
Последствия
Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.
Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы.
У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.
Виды лечения
Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:
- витаминотерапия и антидепрессанты;
- обучение детей самоконтролю по различным методикам;
- «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
- специальная укрепляющая диета.
Аутизм
Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.
Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.
Как проявляется?
У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.
https://youtube.com/watch?v=H9fuigT5644%3Ffeature%3Doembed
Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.
- Возможно, вас заинтересует: лечение аутизма у детей в Израиле
У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.
Причины развития
Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.
Известно, что
развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС
. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.
- Это интересно: цитаты о здоровье и здоровом образе жизни
Лечение
Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.
Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:
- скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
- развивать моторику с помощью специальных упражнений;
- используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
- решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
- применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.
Шизофрения
При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.
https://youtube.com/watch?v=dy2HmzFxcpA%3Ffeature%3Doembed
Клинические признаки
У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:
- грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
- в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
- появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
- наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.
Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:
- страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
- даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
- мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
- страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
- появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.
Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:
- на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
- деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
- случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
- наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
- проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
- особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.
Лечение препаратами
Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.
https://youtube.com/watch?v=lKwRpc83xlk%3Ffeature%3Doembed
В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.
- Советуем почитать: лечение страхов у детей
Инвалидность
Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.
- Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
- При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.
Эпилепсия
Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.
Симптомы приступа
Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.
https://youtube.com/watch?v=8dJKOOFIjCk%3Ffeature%3Doembed
После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.
Неотложная помощь
Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.
В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.
Препараты
Потребуется
клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%
, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.
При длительной эпилептическом припадке назначается
дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой
. В крайнем случае
применяют ингаляционный наркоз
(азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.
Неврозы
Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.
Как формируются
Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.
https://youtube.com/watch?v=9YDU9P1qZ1Y%3Ffeature%3Doembed
На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:
- Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
- Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
- На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
- Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.
Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.
Расстройства пищевого поведения
Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.
Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.
Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.
Анорексия
Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах.
Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.
Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.
Булимия
Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.
https://youtube.com/watch?v=4z0_YRVfb3A%3Ffeature%3Doembed
Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.
Профилактика
В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра.
Родителям не стоит бояться слова «психиатрия».
Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.
Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения.
Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.
Вопрос-ответ
Как понять, что у ребенка есть психологические проблемы?
Агрессивное поведение, нестабильное или постоянно подавленное настроение, потеря интереса к вещам, которые раньше радовали, замедленная реакция, отказ от еды, нарушение мышления.
Как распознать психоз у ребенка?
Галлюцинации. Бредовые идеи. Маниакальность в поведении. Отсутствие контакта с другими детьми, даже с близкими и друзьями. Расстройства настроения: ребенок испытывает неадекватные эмоции, включая чрезмерную радость, грусть или раздражительность. Ещё
В каком возрасте проявляются психические расстройства?
Психические расстройства наблюдаются у каждого седьмого человека в возрасте 10–19 лет в мире, на них приходится 15% от глобального бремени болезней в этой возрастной группе.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки. Важно следить за изменениями в поведении вашего ребенка, такими как резкие перепады настроения, проблемы с общением или учебой. Чем раньше вы заметите эти признаки, тем быстрее сможете обратиться за помощью к специалистам.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Убедитесь, что ваш ребенок чувствует себя в безопасности и может открыто говорить о своих чувствах. Поддержка и понимание со стороны родителей и близких могут значительно улучшить эмоциональное состояние ребенка.
СОВЕТ №3
Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть психические заболевания, не откладывайте визит к психологу или психиатру. Специалисты помогут провести диагностику и предложат подходящее лечение.
СОВЕТ №4
Обучайте ребенка навыкам управления эмоциями. Научите его распознавать и выражать свои чувства здоровым образом. Это может включать в себя занятия спортом, искусством или медитацией, что поможет ребенку справляться со стрессом и тревогой.